Что такое бурлеск на самом деле

Если при слове “бурлеск” вы представляете себе обычный стриптиз или фильм с Кристиной Агилерой, этот текст для вас. Потому что бурлеск – это в первую очередь театр принятия себя, а потом уже эротика. А еще щепотка абсурда, чуть чуть провокации и много юмора.

Конец XIX века, среднестатистическая женщина сидит дома в многослойном платье до пят и вышивает крестиком. А Лидия Томпсон и ее “Британские Блондинки” приезжают покорять Нью-Йорк. Для 1868 года это был грандиозный скандал: женщины мало того, что выступали в неподобающем виде – в колготках, - они еще и разговаривали! Блондинки давали сатирические спектакли и собирали полные залы. Их многозначительные жесты и дерзкие высказывания вместе с невинным выражениям лица сводили зрителей с ума. И пусть мужчины приходили на них поглазеть, Лидия и ее блондинки внесли немалый вклад в дело феминизма: они не боялись быть самими собой.

Так в Америке начался бурлеск, каким мы его знаем. У Томпсон и ее блондинок быстро появились подражатели, и к началу 20-го века пышно расцвели водевили и варьете. Конкуренция набирала обороты и, чтобы обратить на себя внимание, артистки становились все менее смешными и все более раздетыми.

К 30-м бурлеск превратился в серьезный бизнес. В это время он прочно ассоциировался с братьями Мински, владельцами театра Зимний Сад в Нью-Йорке. Гламур, танцы, стриптиз, красивые девушки и, конечно, скандалы, обыски и суды, которые работали лучше любой рекламы. Раздеваться у девушек получалось как бы случайно, но эти «казусы» случались каждый вечер. Шоу были дешевые, но народу набивалось много, благодаря чему театр успешно пережил Великую Депрессию.

Тогдашний мэр Нью-Йорка, Фьорелло Ла Гуардия, большой блюститель морали, ввел правила приличия для бурлеска: девушкам не разрешалось раздеваться полностью, на них оставались трусики и наклейки на груди - пестис (эти правила действуют до сих пор). Но “морали” этого было мало и в конце 30-х театры Мински закрыли. Артистки сели в трейлеры и отправились в турне. Они жили на колесах по 3-4 месяца, но по приезду могли, например, купить себе машину.

Вплоть до 60-х, бурлеск-дивы были секс-символами своего времени: кокетливые, дерзкие, остроумные и очень привлекательные. Джипси Роуз Ли, Салли Ренд, Лили Сент Сир и многие другие. Они одевались так, как не могла себе позволить одеться обычная домохозяйка, их шляпки и прически вызывали восторг, они танцевали, пели песенки с двусмысленным характером, и позволяли себе отпускать тонкие, неоднозначные шуточки. И главное, они умели дразнить и возбуждать, сняв с себя лишь перчатку.

Но на фоне сексуальной революции и рассвета порноиндустрии, стало сложно впечатлить кого-то снятой перчаткой. Теперь раздеваться надо было быстро и до конца. Бурлеск стал слишком целомудренным и наивным. Его звезды старели, всеми забытые.

Пока не появился Exotic World. Две легенды жанра, Дженни Ли и Дикси Эванс, известная также как “Мерлин Монро Бурлеска”, основала на своём ранчо в пустыне на полпути из Лос Анджелеса в Лас Вегас первый музей бурлеска и санаторий для вышедших на пенсию коллег. Чтобы собрать денег на существование музея, на ранчо устраивали конкурсы для танцовщиц – первые бурлеск-фестивали современного формата. А в музее показывали расшитые блестками корсеты, безумные украшения, обувь на сногсшибательных каблуках, пестисы и даже стринги, принадлежащие звездам.

К тому времени подоспело уже новое поколение артисток - “нео-бурлеск”. Женщины, в особенности танцовщицы стриптиза, устали от глянцевых стереотипов красоты и сексуальности. Дита фон Тиз была одной из первых танцовщиц эротического жанра и начала экспериментировать с винтажем. Девушки приезжали в Exotic World учиться не столько танцам, сколько выразительным взглядам, независимости и любви к себе.

Современный бурлеск – это политические шоу Дьорти Мартини, огненные волосы Кэтрин де Лиш, бокал мартини Диты фон Тиз, цирковая эстетика Жанет Фишетто и светящаяся луна Ани Павловой. У каждой артистки есть свой имидж и своя фишка. А еще много вееров, перчаток, бисера и камней. Номера становятся все экстравагантнее, костюмы все сложнее, но, главное, женщины становятся все больше собой.

Для бурлеска не существует ограничений по форме или размеру, возрасту или социальному положению. Домохозяйки с детьми и директора компаний – любая может выйти на сцену. Достаточно хорошей осанки и харизмы.

В наши дни практически на любом бурлеск-шоу примерно 70 % зрителей — дамы, которым интересно и приятно видеть на сцене таких же, как они, обычных женщин, но в роскошных костюмах, свободных и раскрепощенных, в согласии с собственной сексуальностью. Может быть поэтому занятия бурлеском - это в равной степени танцы и психотерапия.